ПЕРСЕПОЛЬ
Наверное, несправедливо утверждать, что в мире есть только семь чудес, ведь их на самом деле значительно больше, в частности шедевр персидской архитектуры и инженерной мысли — древнейший царский город Персеполь вполне мог бы занять одно из самых достойных мест среди них.
История
Персеполис или, как называют его иранцы – Тахте-Джамшид. Этот древний город (основан в 518 г. до н. э., разрушен в 330 г. до н. э.) расположен в 50 км от Шираза. Строительство одной из самых знаменитых ныне достопримечательностей древнего мира начал Дарий I и продолжили последующие ахеменидские цари. На пике своего могущества Персеполис занимал 125 000 кв. м. и служил неким подобием Ватикана эпохи Ахеменидов: здесь проходили обряды коронации, важные религиозные ритуалы, здесь цари праздновали иранский Новый год (Новруз).
Истинное название города – Парсе – было позднее переиначено греческими историками, а сами иранцы, за столетия позабывшие о прежней столице, стали называть развалины «троном Джамшида», мифического царя. Для создания этого великолепного символа Персидской империи, на чьих землях проживали десятки разных народов, были собраны лучшие зодчие, художники и резчики по камню.
Строительство величественного города длилось шестьдесят лет и, что особенно удивляет, в нем не был задействован ни один раб, только свободные строители, а также лучшие архитекторы и скульпторы того времени. За это время успели не только возвести шикарные дворцы и несколько кварталов, обнесенных высокими стенами, но и провести здесь водопровод и даже различные подземные коммуникации. Все здания располагались в особом порядке, выстроенные по четким линиям, они помогали ориентироваться во времени, исполняя роль своеобразных солнечных часов.
Город окружали стены пятиметровой толщины и высотой белее десяти метров, войти в него можно было через ворота, к которым вела широкая лестница, насчитывавшая сто шесть ступеней, высеченных из цельного камня.
До своего разрушения (традиционно в этом винят Александра Македонского, намеренного пожелавшего уничтожить самый значимый символ могущества персов, однако далеко не все историки поддерживают данную версию) Персеполис просуществовал всего несколько сотен лет. Но потом город сокрыли пески – и лишь в 1930-х гг. археологи откопали практически нетронутые стены и колонны с великолепными барельефами. Красивая клинопись чередуется с изображениями царей и придворных, процессий послов, несущих дары владыке, льва, пожирающего быка (символ смены старого года новым).
Архитектура
Комплекс включает несколько крупных строений: Дворец 100 колонн, дворец Ападана, дворец Дария, приемный зал Ксеркса, Сокровищницу и некоторые другие. Широкая лестница проведет вас сквозь Врата всех наций, украшенные массивными фигурами крылатых быков. Головы таких же быков и грифонов украшают и многие дворцовые колонны. Внутри комплекса вас также ждет музей, где можно более подробно познакомится с планом города.
Осмотрев дворцы, не поленитесь подняться на один из соседних холмов, к могилам Артаксеркса II и III. По зороастрийской традиции даже тела царей оставляли на съедение зверям и птицам (считалось, что мертвое тело оскверняет воду, огонь и землю – значит, его нельзя хоронить или сжигать), но кости их хоронили в скальных углублениях, украшенных барельефами. С холма также открывается великолепный вид, позволяющий воочию оценить масштабы и красоту древнего города.
Дворец Ападана
Более всего выделяется дворец Ападана, зал для торжеств в котором был настолько огромным, что его своды поддерживали семьдесят две массивные колонны, украшенные тонкой резьбой. Одновременно в зале могло находиться до десяти тысяч человек. На стенах же дворца были высечены сцены из жизни персидских царей, покорение ими других государств и т. д.
Этот дворец стоял на четырехметровой возвышенности, и вели к его главному входу две лестницы, украшенные двусторонними барельефами, которые иллюстрировали с внутренней стороны процессию слуг и поданных, несших царю свои дары, а с внешней стороны изображали торжественное шествие царя и его приближенных. Причем правая лестница предназначалась для иностранных гостей города, а по левой могли подниматься только лишь персы. Эти лестницы были такой конструкции, что на них можно было подняться и на колеснице.
Главные ворота в этот дворец охранялись громадными статуями буйволов с человеческими головами. У одного из входов во дворец был увековечен в камне царь Дарий и его правопреемник Ксеркс I. Во дворце было еще несколько залов довольно больших размеров, один из них условно назвали «Залом ста колонн», так как при раскопках были обнаружены основания для сотни колон. Его стены были украшены барельефами, иллюстрирующими величество и всемогущество царей, на одном из них изображалась борьба Дария I с демоном. Из этого зала можно было попасть в лабиринты и тайные подземные комнаты, где хранились несметные богатства, завоеванные персами во время многочисленных военных походов.
Трипилон и Стоколонный зал
За Ападаной приблизительно в центре террасы находился Трипилон, вероятно, главный парадный зал в Персеполе. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах имелся ещё один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса. Далее располагалось огромное помещение, названное археологами Залом ста колонн, по количеству найденных оснований колонн. По бокам северного портика стояли большие каменные быки, восемь каменных ворот были украшены сценами из царской жизни и сражений царя с демонами. Оба парадных помещения — Ападана и Зал ста колонн — почти квадратной формы; к зданиям, где они расположены, сзади примыкали лабиринты сокровищниц, кладовых и жилых помещений, от которых сохранились практически только одни фундаменты.
Гарем Ксеркса I и гробницы царей
Среди прочих зданий особенного внимания заслуживает, так называемый, гарем Ксеркса I, а также гробницы всех персидских царей, высеченные в скалах. Среди них особенно символичной является гробница последнего из царей великой Персии, который бесславно бежал с поля боя и был убит своими же поданными. Его усыпальница так и не была завершена, да и тело его покоится совершенно в другом месте.