
Искусство Ирана в XVI-XIX веках: основные тенденции
Шах Аббас I превратил Иран в центр мирового искусства: расцвет живописи, ковроткачества, керамики и текстиля сделали персидские товары символом роскоши в Европе. Европейские влияния, экономический бум и расширение круга заказчиков изменили творчество художников, а архитектура Сефевидов, Зендов и Каджаров придала уникальный облик крупнейшим городам страны.
Шах Аббас I, правивший в 1588–1629 годах, продолжил традицию покровительства искусству со стороны Сефевидов. При Аббасе I творили такие художники, как Риза-йи Аббаси (ок. 1565–1635). Хотя он был наследником очень традиционной формы живописи, Риза-йи Аббаси ввел новый набор сюжетов в персидское искусство. Под его влиянием в репертуаре художников на смену героям «Шахнаме» и «Хамсы» пришли красавицы, томные юноши и влюбленные пары. Эти образы также воспроизводились в текстиле, плитке и других материалах.
- Читайте также – Голабгири – фестиваль дамасской розы в Иране
Роль Ирана как крупного участника экономики, созданной европейской коммерческой экспансией XVI века, повлияла и на искусство. Производство художественных товаров стало чрезвычайно прибыльным, и шах Аббас I поощрял его. В гончарном деле особенно популярны были имитации керамики из города Изник в Турции и сине-белой керамики из Китая, также возродилась местная техника люстра (особая разновидность глазури). Ковроткачество превратилось из ремесла, которым занимались кочевники и крестьяне, в национальную отрасль, а дизайны ковров разрабатывались профессиональными художниками в придворных мастерских. Персидские ковры украшали богатые дома по всей Европе, став символом статуса. Еще одной важной отраслью промышленности была текстильная.
В XVII веке предприимчивые иностранные торговцы и послы привозили персидским высокопоставленным чиновникам в качестве подарков произведения европейского искусства, такие как гравюры, иллюстрированные книги и картины. Они стали источником вдохновения для иранских художников, которые в одних случаях их копировали, в других заимствовали некоторые приемы, сочетая с элементами традиционной персидской живописи.
Другим следствием экономического бума стало расширение круга лиц, которые приобретали произведения искусства. Отныне это могли себе позволить и городские богачи, армянские купцы, иностранные путешественники и художники. В результате картины, занимавшие один лист бумаги или одно полотно, стали более популярны, чем иллюстрированные рукописи. Благодаря этому художники больше не зависели от шахской мастерской в плане занятости.
После Аббаса I Сефевиды продолжали покровительствовать искусству, но в меньших масштабах. При Аббасе II (правил в 1642–1666 гг.) был построен Чехель-сотун, павильон с настенными росписями на исторические и литературные сюжеты в шахском комплексе в Исфахане. При Сулеймане I (правил 1666–1694) были возведены дворцы Хашт-Бехешт и Талар-э Ашраф.
- Читайте также – Дворец Мармар (Мраморный дворец) в Тегеране
При Афшарах (1736-1796), Зендах (1750-1794) и Каджарах (1779-1924) получили распространение портреты шахов с фигурами в натуральную величину. Надир-шаха из династии Афшаров часто изображали верхом на коне или с кораблями на заднем плане, что отсылает к флоту, который он пытался построить. Образы Зендов более расслаблены, культовым стало изображение Карим-хана, курящего кальян. Правление этого шаха ознаменовало начало деятельности художника Мирзы Бабы, который потом продолжил творить в эпоху Каджаров. Для портретов Каджаров характерны тяжелая лепка, атмосферное освещение и статичные позы. Холстам часто придавали форму, подходящую для ниш, и они составляли неотъемлемую часть архитектурного декора дворцов.
Зенды также внесли значительный вклад в архитектуру. Карим-хан перестроил Шираз по образцу Исфахана, создав в его центре большую площадь. При Каджарах столица была перенесена в Тегеран, благодаря чему в XIX веке город стал быстро развиваться.
Читайте также – С чего начать знакомство с персидской литературой — пошаговая инструкция