Мавзолей Саади – гробница персидского поэта в Ширазе
Мавзолей Саади в Ширазе не столь популярен, как мавзолей Хафиза Ширази, но всё же он остаётся одной из главных достопримечательностей города. Огромное количество иранцев и не только приходят сюда вознести молитву и почтить память великого поэта. Ведь слава Саади распространилась далеко за пределы мусульманского мира. Поэтому атмосфера этого мавзолея для большинства посетителей значит больше, чем его архитектурные достоинства — относительно скромные, но по-своему тоже очень интересные.
Саади жил в 13 веке, но слава пережила его надолго. Он оказал огромное влияние на исламскую литературу, и некоторые даже присуждают ему второе место в плеяде персидских поэтов после знаменитого Фирдоуси. Саади много путешествовал и много учился, он был сведущ не только в арабской литературе, но и в истории, управлении государством, науках и религии. Поэт родился в Ширазе и здесь же, в монастыре, скончался, прожив невероятно долгую жизнь (по некоторым источникам — более ста лет). Полулегендарные особенности его биографии и гуманистические идеи, заложенные в стихах поэта-суфия, снискали ему почёт и уважение ещё при жизни. На похоронах Саади, жившего очень скромно, присутствовали самые знатные жители города, и сразу после них могила поэта стала местом паломничества.
Саади был похоронен в деревне за городской чертой, которая сейчас стала частью Шираза (довольно бедным его пригородом). Мавзолей в его нынешнем виде был возведён в 18 веке, во время правления Карим-хана Занда. Постройку венчает широкий голубой купол. По обе стороны от входа помещены красивые мозаики с изображением цветов. Многоугольное здание со стороны может казаться четырёхугольным, но внутри вы увидите как минимум восемь углов. Позднее здание было соединено с мавзолеем другого ширазского поэта, Шуридеха Ширази, портиком с колоннами. Во время правления Резы, предпоследнего шаха Ирана, мавзолей был реконструирован, и к нему добавилось несколько пристроек. Восстановлением в 1952 г. занимался французский архитектор Андре Годар.
Пушкин в конце «Евгения Онегина» цитирует строки Саади: «Иных уж нет, а те далече». Другая строфа поэта начертана на здании Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Здание мавзолея окружено прекрасным цветущим садом с кипарисовыми деревьями. Гуляя по нему, можно спуститься к пруду с рыбками, любуясь каналами, которые были проложены здесь ещё во времена Саади.