Накше-Рустам – скальные гробницы древних царей
Накше-Рустам (Накши Рустам) – один из самых важных археологических памятников Ирана. Объекты этого комплекса относятся к эламской (III тысячелетие до н. э.), ахеменидской (550–330 годы до н. э.) и сасанидской (221–656 годы н. э.) эпохам. Впечатляющий некрополь расположен в нескольких километрах от Персеполя, столицы Персидской империи. Его возвели возле скал Хусеин-Кух, которые подходили для высечения гробниц. Накше-Рустам считался священным местом в доисламском Иране и был на протяжении веков усыпальницей древнеперсидских царей Ахеменидской и Сасанидской династий.
Своё название – переводится с персидского как «изображение Рустама» – комплекс получил уже после арабского завоевания благодаря сформировавшейся в народном сознании ассоциации сасанидских царей на наскальных барельефах с образом Рустама – легендарного героя иранского национального эпоса, увековеченного в поэме Фирдоуси «Шахнаме» («Книга царей»).
Комплекс Накше-Рустам состоит из памятников, относящихся к различным этапам иранской истории. Древнейшим из них является наскальный барельеф эламского периода (3 тысячелетие — сер. VI в. до н. э.), на котором изображена богиня Анахита, а также царь и царица, восседающие на троне. Однако по приказу царя Сасанидов, Бахрама II, барельеф был частично видоизменен на изображение самого царя и его придворных. В комплекс также входят царские гробницы Дария I, Ксеркса I, Артаксеркса I и Дария II и квадратная башня Кааба Зороастра.
Царские гробницы в Накше-Рустам
Центральная достопримечательность Накше-Рустам — четыре гробницы, высеченные в скале на значительной высоте от подножия холмов. Лишь одна гробница была идентифицирована благодаря размещенной над ней надписи как безусловно принадлежащая персидскому царю Дарию I. Археологи полагают, что здесь похоронены три других царя из династии Ахеменидов — Ксеркс I (старший сын Дария), Артаксеркс I и Дарий II.
Все четыре гробницы имеют форму креста, отчего это место еще носит название Персидские кресты. В центре крестов выполнены отверстия, ведущие в камеру, где, возможно, были помещены саркофаги. Неизвестно, были ли тела помещены непосредственно в саркофаг внутри гробниц или кости были собраны из Башни безмолвия и впоследствии помещены в гробницы в рамках традиционного зороастрийского ритуала.
Башня безмолвия (Башня молчания, дакхма) — строение круглой формы, которое используется для зороастрийского ритуала обнажения мертвых: тела умерших помещаются на вершину башни, где останки уничтожают хищные птицы.
Вход в гробницы обрамлен прямоугольным элементом, воспроизводящим фасад дворца, по бокам расположены врезные колонны, капители которых украшены двуглавыми быками. В нижней части большого квадратного барельефа над входом помещено изображение 28 носильщиков – символ народов, находившихся под персидским владычеством, – выстроенных на двух уровнях, подобно атлантам, держащие тронную скамью, на которой стоит царь. Царь стоит на пьедестале и держит в руке дугообразный лук в вертикальном положении, символизирующий власть, и совершает ритуальное жертвоприношение перед огненным алтарем под изображением Фаравахара, главного символа зороастризма.
Пятая гробница так и не была достроена. Считается, что она могла принадлежать Артаксерксу III (358–338 гг. до н. э.) или последнему царю Ахеменидов, Дарию III (336–330 гг. до н. э.). Гробницы в Накше-Рустам были разграблены после завоевания империи Ахеменидов Александром Македонским.
Под погребальными камерами расположены семь барельефов сасанидской эпохи (224-651 гг. н. э.). Сасаниды, считавшие себя достойными преемниками Ахеменидов, возродили искусство наскальных изображений, чтобы увековечить важнейшие события своей истории.
Один из барельефов Накше-Рустам демонстрирует церемонию коронации основателя династии Сасанидов, Ардашира I Папакана. Фигуры всадников, обращенные друг к другу, изображают царя и Ахура Мазду (верховное божество зороастризма), который передает Ардаширу кольцо, символизирующее справедливую власть, таких образом назначая царя шаханшахом Иранской земли. Лошади под всадниками топчут трупы своих врагов: с одной стороны – побежденный парфянский царь Артабан V, а с другой – Ахриман, повелитель сил зла, тьмы и смерти. Также в Накше-Рустам изображены сцены коронации Нарсе – шахиншаха Персии, правившего в III веке.
Гробница Дария I в Накше-Рустам
Гробница Дария в скале высечена на высоте 20 метров. Фасад гробницы, как уже говорилось выше, напоминает крест. Наа фасаде расположен барельеф с изображением Дария. Левой рукой он держит лук, а правую вскинул в приветственном жесте. Над правителем – крылатый диск Ахурамазды. Бог благословляет Дария и вручает ему символ власти – кольцо хварны. В нижней части барельефа изображена платформа, которую подпирают представители народов Персидской империи. Они высечены тщательно: видны различия между лицами и костюмами.
Внутри гробница состоит из вестибюля и трёх сводчатых камер. На полу были высечены погребальные урны, где хранились останки Дария I.
Кааба Зороастра в Накше-Рустам
У подножия скал, напротив гробниц расположена квадратная башня. Сооружение носит название «Кааба Зороастра» («Кабе-йе Зардушт», «Кааба Заратуштры»). Название отсылает к Каабе – мусульманской святыне (от араб. ка’б – куб), что в персидской культуре стало нарицательным именем для любого сакрального места, а также к основателю зороастризма – пророку Заратуштре. Название здания на среднеперсидском звучит как «diz-i nibišt», что переводится как «крепость священных текстов».
Кааба Зороастра – башня квадратного сечения, которая находится напротив гробницы Дария. Высота строения – 11 метров, ширина – 7, внутри находятся комната размером 5,3*3,7 метра и лестница.
Для чего была предназначена башня – точно не известно. Одни учёные считают её храмом для разжигания священного огня. Отсутствие каких-либо условий для вентиляции внутри башни скорее исключает эту версию. Французский историк Жан-Поль Ру в книге «История Ирана и иранцев» указывает, что Кааба использовалась не для разжигания священного огня в Накше-Рустам, а для его защиты: под открытым небом огонь могли погасить ливень или сильный ветер.
Другие ученые (например, искусствовед Р.Р. Вергазов) считали Каабу хранилищем государственных документов и текстов Авесты – священного текста зороастрийцев. Третьи предполагали строение временной гробницей, в которой хранится тело до окончательного погребения. Существует также версия, согласно которой сооружение имело назначение башни для коронации. Следует сказать, что в Пасаргадах уже существовало аналогичное здание, построенное с использованием идентичных строительных технологий, хотя его и считают гробницей Кира Великого, роль сооружения всё ещё неизвестна.
В 1931 году специалисты Восточного института Чикагского университета под руководством Эриха Шмидта провели серию археологических экспедиций в Накше-Рустам. Сегодня, как и прежде, исполненный величия Накше-Рустам является неотъемлемой достопримечательностью Ирана, приоткрывающей завесу в мир Древней Персии.