Омар Хайям – поэтичный мудрец или мудрый поэт?
Омар Хайям – вдумчивый поэт и философ, ныне известный во всём мире. Хайям – лучший образец персидского духа, личность на удивление многогранная. В своих философских трудах Хайям предстает религиозным мудрецом, но его рубаи раскрывают поэта с совсем иной стороны. Порой эти противоречия столь заметны, что некоторые исследователи утверждают, будто существовали два Хайяма и думают, что столь противоречивые философские и поэтические произведения создавались двумя разными людьми. Подобную мысль много лет назад впервые высказал Мохит Табатабаи. Но в том-то и состоит вся многогранность характера Хайяма, что, когда мы отходим от поэзии Хайяма, то видим, что поэтические аспекты его творчества не столь важны, как другие стороны его деятельности.
Среди его работ: множество специализированных трактатов по философии и точным наукам, и порой в его произведениях встречаются намеки на суфизм. В рубаях Хайяма (независимо от их подлинности!) философские и суфийские аспекты сразу бросаются в глаза. Наверное, именно нам, жителям Ирана и другим любящим его почитателям, и предназначались эти два момента, так тесно связанные с жизнью нынешнего поколения иранцев. И недаром позднее Хайям прославился по всему миру более других иранцев, а в Европе его считают главным представителем восточного образа мысли.
Следует признать, что Хайям родился в конце эпохи рационализма. Поэтому тем, кто собирается изучать труды Хайяма, важно понимать, что нельзя уделять внимание лишь содержанию его работ, следует учитывать и ситуацию, и время, и настроения и т.д. Однако в течение последних лет в Европе из Хайяма создали некий мифический образ. Вероятно, причина вечной ценности стихов Хайяма – в его размышлениях. Они не относятся к определённому времени, определённой группе и определённым условиям. Они связаны с проблемами, неизменно встречающимися в жизни человека – это вопросы, одинаковые для всех поколений. Мы все любим стихотворения, отражающие наши чувства и душевные переживания, и эти рубаи стали символом, концентрацией человеческих страданий и радостей за много веков. Хайям обсуждает вопросы связанные с самыми главными проблемами человечества.
На сегодняшний день об Омаре Хайяме написано и опубликовано около 2500 книг, монографий и статей на разных языках. В 1999 году ЮНЕСКО объявило Хайяма персоной, чьи достижения стали частью научного и художественного наследия человечества. Во время специальной церемонии особое внимание уделили научным достижениям Хайяма в области математики и физики и, в основном, речь шла о его научных трудах.
В наше время Омара Хайяма в глобальном смысле сравнивают с Леонардо да Винчи. Да Винчи был и художником, и инженером, и философом, и исследователем, и в своих произведениях использовал секретный язык. Научные работы Хайяма также говорили о времени и пространстве, и не стоит полагать, что этот математик (а также астроном, физик, мудрец и поэт) не выходил за пределы круга своих математических уравнений.
Все то, чего достиг Хайям, его инновации и научных исследования, обогнали свою эпоху. Несомненно, для своего времени Хайям являлся величайшим математиком, да и в области астрономии, философии и физики тоже был искусным мастером. Он родился 18 мая 1048 г. в городе Нейшабуре и скончался и там же, 4 декабря 1131 г., когда ему было 74 года. К сожалению, множество библиотек и исторических документов было утрачено в пожарах, во время нападений врагов. В результате войн почти все большие города были уничтожены, и сегодня у нас нет достаточной информации обо всех трудах и стихотворениях Хайяма. Известно, что Хайям был молчаливым, осторожным, серьёзным и необщительным человеком, и пользовался большим уважением среди мыслителей своего времени.
Чтобы понять, какое великое чудо философии и математики явил Хайям, надо учитывать, что свои труды он писал в Темные века – и, по сути, оставался единственным светилом на небе науки. Если бы после Хайяма были созданы удобные и благоприятные условия для ученых, если предрассудки не продолжали бы прогрессировать – то и сегодня многие великие математики были бы родом из Ирана. Ведь в те времен, в эпоху Хайяма, жили и такие богословы и философы, как Мухаммад аль-Газали, который заявил: «Наука геометрия – это наука обманов!».
Математика
Великие математики, изучавшие научные работы Хайяма и переводившие их с персидского и арабского на русской и другие языки, считают, что обнаружили в них математические формулы, которые западные ученые открыли только через 600 лет после Хайяма! Омар Хайям стал первым математиком, рассмотревшим все типы уравнений третьей степени, у которых один положительный корень. Джоржд Сартoн, которого называли самым известным историком науки, во введении к своей «Истории науки» обратил большое внимание на научные достижения Хайяма: «Омар Хайям – один из крупнейших средневековых математиков. Его книга по алгебре содержит в себе алгебро-геометрическое решение всех видов квадратных уравнений, а также замечательную классификацию уравнений первой, второй и третьей степеней и даже регулярное исследование о многих полных и неполных решениях уравнений».
На самом деле вовсе не Декарту, а Хайяму принадлежит изобретение аналитической геометрии. Чтобы избежать технических вопросов и профессиональных дискуссий по теме разговора, скажем только, что математический трактат Хайяма о геометрических решениях разных уравнений третьей степени выполняется на основе пересечения конусных кривых. Для тех, кто не знаком с данной темой, поясним, что уравнения имеют одно или больше неизвестного числа Х. До Хайяма квадратные уравнения первой и второй степени были решены, а уравнения третьей степени – нет. Хайяму удалось решить их «геометрично».
Создание формулировок аналитической геометрии можно поделить на три этапа: причем первый из них прошли уже египтяне, а второй – греки. Теорема, употреблённая Хайямом для решения уравнений третьего этапа, была основана на работах греков и египтян. И это показывает, что Хайям был очень хорошо знаком как с теми, так и с другими трудами. Стоит отметить, что этот вопрос первым начал исследовать Мохаммед ибн Иса Махани, родом из Кермана, известный инженер и астроном IXв., попытавшийся решить неполное уравнение третьей степени. Об этом рассказывает сам Хайям. Не-арабские математики не знали такой науки, как алгебра, и нам ничего неизвестно об их достижениях. Так что, судя по всему, первым, кто рассмотрел триаду из числа 14 уравнений был Махани. Хайям же составил классификацию кубических уравнений из 14 групп и дал их решения с помощью конических сечений, а потом начал решать дробные уравнения.
В известной книге «Кембриджская история науки» говорится: «Для извлечения корней четвёртой, пятой и шестой и выше, Хайям создал свой собственный метод, согласно которому, трудности помогает преодолеть использование геометрии при помощи треугольника Паскаля-Хайяма». Согласно этой книги, метод Хайяма был утерян. Здесь также стоит отметить, что одним из величайших знатоков геометрии в то время считался Ибн Хейсам. Он создал науку о перспективе. Ибн Хейсам исправил ошибки Евклида, а Хайям исправил, как ошибки Евклида, так и ошибки Ибн Хейсама – и потому его достижения также считаются гордостью истории геометрии.
Астрономия
Другим важным аспектом научной работы Хайяма, является астрономия. Итак, 936 лет тому назад, когда Хайяму было 22 года, его пригласили в Исфахан, центр государства Сельджуков, ко двору султана Мелик-шаха I. По инициативе главного шахского визиря Низам аль-Молка, Омар Хайям становится духовным наставником султана. Кроме того, Мелик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших в Иране. Хайям не только продолжил занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский. Григорианский календарь придумали в Европе через 600 лет после Хайяма. Это сделал известный астроном Луиджи Лилио, по указанию Папы Григория XIII.
Календарь Хайяма отличался большей точностью, нежели григорианский календарь. Если в григорианском календаре ошибка в одни сутки накапливается за 2330 лет (т.е. 37 секунд за год), то в календаре Хайяма – за 3770 лет (т.е. 23 секунды за год). Пересматривая свой календарь, Хайям работал над новым, который выдавал бы ошибку не более, чем в одни сутки за 5 000 лет (т. е. в 17 секунд в год). Даже сегодня ученые так и не достигли такой точности в разработке календаря. В Исфахане Хайяму пришлось играть роль дворцового астролога, но это ему не нравилось. Он не верил в предсказания и астрологию и был человеком свободомыслящим. Хайям также составил «Астрономические таблицы Мелик-шаха», включавшие небольшой звездный каталог. К сожалению, полный список его работ был утрачен.
Другие науки
Следует указать и на другие замечательные аспекты научного творчества Хайяма – на естественные науки, такие как физика и химия. Так, например, он достиг успеха в области определения процентной чистоты сплавов. Объём знаний Хайяма поражает своей широтой: у него есть прекрасные трактаты и произведения, посвященные управлению и власти. Кроме того, известно много рассказов о Хайяме, выступавшем в качестве врача, метеоролога, музыканта, историка, мусульманского мудреца и имама (учитывая философские и религиозные аспекты его работ) и т.п. Буден Аштэ, немецкий профессор и знаток творчества Хайяма заявляет: «Если бы я захотел собрать все на свете статьи о Хайяме, мне не хватило бы и целой жизни!».