Площадь Накш-е Джахан в Исфахане
Площадь Накш-е Джахан является второй крупнейшей площадью в мире и находится в числе объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. На протяжении истории название площади менялось: до Исламской революции она была известна как площадь Шаха, а после 1979 года ее официальное название стало площадь Имама – в честь лидера революции Айятоллы Хомейни. Вместе с тем, как среди иранцев, так и среди иностранных путешественников более распространено другое ее название – Накш-е Джахан. Прежде всего, следует рассказать немного о том, что оно означает.
Накш-е Джахан – история названия
Накш-е Джахан в переводе с персидского означает «образ мира» или «картина мира». История этой площади тесно связана с династией Сефевидов, правивших в Иране в XVI–XVIII вв. На пике могущества Сефевидского государства – в годы правления Аббаса I Великого (1588-1629 гг.) – было объявлено о переносе столицы из Казвина, который находится на севере Ирана, значительно южнее, в Исфахан. В это время за городом закрепилось второе название – «половина мира», что не случайно: Исфахан вобрал себя столько всего прекрасного и удивительного, что его величие можно по достоинству оценить, только если обойти полсвета. А площадь новой столицы – «образ мира» – впечатляла путешественников как своим размахом, так и необычной архитектурой.
История Накш-е Джахан – история Исфахана
Когда шах Аббас I в 1590 году объявил город Исфахан новой столицей государства, процесс переноса столицы из Казвина занял примерно 6 лет. Именно в это время в городе трудилась целая плеяда выдающихся архитекторов и деятелей искусств. Перед ними стояла непростая задача: необходимо было провести перепланировку города и заменить основные элементы старой застройки, восходившей еще к эпохе Сельджукидов (ХI в.). В планах было преображение Исфахана и полное переосмысление концепции иранского города, претендующего на статус столицы великой державы. Так, из тесного города закрытого типа с извилистыми улочками и плотной застройкой он должен был превратиться в город с широкими проездами и открытыми общественными пространствами, при этом изменения не должны были причинить существенного ущерба уже сформировавшемуся на протяжении веков облику Исфахана.
Осуществление столь грандиозного проекта заняло несколько десятилетий. Так, изменения, в первую очередь, коснулись главного места притяжения Исфахана – старой площади (Мейдан-е Кохне), где располагался городской базар. Мейдан-е Кохне совершенно не соответствовала представлениям шаха о главной площади столицы Сефевидской державы, чье население в ту эпоху, согласно путевым заметкам французского путешественника Шардена, приблизилось к полумиллиону жителей. Необходимо было построить такое общественное пространство, которое служило бы как местом притяжения жителей города и путешественников, так и символом государственной власти. Так, на рубеже XVI и XVII веков начинается строительство будущей площади Накш-е Джахан.
Этапы строительства Накш-е Джахан
В 1590–1591 годах площадь начинает оформляться как городское пространство: прежде всего, сефевидские строители выровняли поверхность будущей Накш-е Джахан, придав ей форму прямоугольника, и окружили территорию арочным рядом – пока что одноэтажным. Кроме того, на западной стороне площади были возведены монументальные ворота (Али-Капу), которые должны были разделить общественное городское пространство и резиденцию Сефевидов с шахскими садами.
Другим важным сооружением стал базар на северной стороне площади Накш-е Джахан. Поскольку новый базар изначально должен был удовлетворить потребности дворцового комплекса (особняков сефевидской элиты) и нужды их посетителей, базар часто называют королевским базаром (Базар-е Кейсарийе). Это было чрезвычайно важно: строительство нового базара и расширение торговых площадей способствовало налаживанию экономических связей между оживленным старым торговым центром Исфахана и его преемником в виде Накш-е Джахан, где с этого времени стала концентрироваться торгово-ремесленная деятельность.
В 1602 году снова во всю кипит строительство на площади. На этом этапе в планах было сделать Накш-е Джахан более функциональной как для покупателей, так и для тех, кто занят торговлей и ремеслом: так, был добавлен дополнительный ряд торговых помещений и достроен второй этаж. Конечно, за счет этого территория площади стала меньше, однако с экономической точки зрения это сулило большую выгоду. Отныне весь комплекс представлял собой длинную крытую галерею с множеством магазинов по обеим сторонам от прохода, включая торгово-ремесленные помещения на втором этаже.
В начале XVII в. начинается строительство двух уникальных сооружений сефевидской эпохи – мечети шейха Лутфуллы и мечети Шаха (Масджед-е Шах; современное название – мечеть Имама). Таким образом, в первой половине XVII в. был сформирован ансамбль площади, который сохранился и по сей день.
Значение для города и государства
Площадь Накш-е Джахан выполняла ряд значимых для государства функций. Во-первых, как было уже сказано ранее, она стала центром экономической жизни всего государства. Во-вторых, Накш-е Джахан служила местом отправления различных религиозных церемоний и официальных государственных мероприятий. На площади проводились военные парады, устраивались празднества с запуском фейерверков, соревнования и спортивные игры, например, знаменитая чоуган-бази – иранский вариант конного поло. В настоящее время площадь вымощена камнем, но в XVII в. ее поверхность была усыпана песком специально для проведения этой игры. Чоуган-бази на площади Накш-е Джахан является излюбленным сюжетом иранских мастеров миниатюры. Интересный факт: ворота для игры в чоуган и сейчас можно обнаружить по краям площади.
Архитектура площади
Площадь представляет собой обширное пространство в форме прямоугольника со сторонами 160 и 560 м соответственно. Вся территория Накш-е Джахан охватывает почти 9 га. По периметру площадь обрамляют двухэтажные аркады; они формируют крытые галереи базарного комплекса. В центре площади в настоящее время располагается парковая зона отдыха для посетителей и бассейн с фонтанами. Бесспорно, интерес всякого путешественника представляют строения, которые расположились на каждой из четырех сторон площади. Так, на западной расположился дворец Али-Капу – резиденция шаха; на северной стороне находится Базар-е Кейсарийе – воплощение экономической мощи государства; к востоку от площади можно увидеть вход в мечеть шейха Лутфуллы, которая стала символом ислама шиитского толка – официальной религии Сефевидского государства; наконец, последнее сооружение – мечеть Шаха – закрепило южную сторону площади и, по одной из версий, является символом мощи исламской общины.
Таким образом, все элементы площади, включая расположившиеся по сторонам строения, восходят к одной исторической эпохе, выдержаны в одном стиле и формируют единый ансамбль Накш-е Джахан, дополняя друг друга как в архитектурном, так и смысловом отношении. По этой причине представляется необходимым более подробно ознакомиться с каждым из этих великолепных сооружений.
Начать следует с дворца Али-Капу. Название можно перевести как «высокие ворота» или «великие ворота». Оно отражает замысел сооружения: дворец изначально задумывался как парадные ворота, открывавшие вход в дворцовый ансамбль с размещенными в саду павильонами. Это пятиэтажное здание с открытым портиком – место пребывания монаршей особы, вид из которого открывается на площадь Накш-е Джахан. Дворец Али-Капу был построен по приказу шаха Аббаса I в первой половине XVII века. Именно здесь государь принимал знатных гостей и иностранных послов, а также праздновал Новруз – иранский Новый год, который отмечается весной. Дворец уникален в художественном отношении: его стены покрыты росписями придворного художника шаха Аббаса I, знаменитого мастера Резы Аббаси (1565-1635), а также его учеников. В настенных росписях Али-Капу можно проследить цветочные и анималистические мотивы.
Переместимся от шахского дворца на северную сторону площади, где раскинулся роскошный Базар-е Кейсарийе. Он является лишь частью безграничного базарного комплекса Исфахана, соединяясь с другими базарами и караван-сараями длинными крытыми проходами и множественными переулками. Можно легко заплутать в переулках исфаханского базара, особенно, когда глаза разбегаются от красоты и многообразия товаров иранских мастеров и художников. Все эти множественные проходы являются важными коммуникационными путями для перемещения людей и товаров. Товары, ранее привозимые караванами верблюдов, ослов и мулов, теперь прибывают на грузовиках и после складирования развозятся по различным мастерским и торговым точкам.
Проходим дальше и оказываемся у входа в мечеть шейха Лютфуллы, чей купол так хорошо заметен с портика лежащего напротив дворца Али-Капу. Она была построена главным архитектором Мохаммад Резой Исфахани исключительно для членов правящей династии. Мечеть была недоступна для широкой общественности, вот почему в ее конструкции не предусмотрены минареты. Ее строительство началось в 1602/1603 г. и завершилось в 1618/19 г. Эта небольшая, камерная мечеть символизирует не только приверженность шиизму, но и личное благочестие шаха и двора. Мечеть получила свое название в честь шейха Лутфуллы – известного богослова из Ливана, приглашенного в Иран Сефевидами для преподавания основ ислама шиитского толка.
Завершает краткий обзор памятников архитектуры площади рассказ о грандиозном проекте мастеров сефевидской эпохи – великолепной мечети Шаха на южной стороне Накш-е Джахан. Сооружение Масджед-е Шах стало кульминационным завершением строительных работ под патронажем Аббаса Великого. Строительство этой мечети продолжалось с 1611 по 1630/31 г. Не секрет, что мечеть в Иране не только выступала площадкой для отправления религии, но и исполняла социальную функцию в качестве места встреч и общения жителей. Так, Масджед-е Шах задумывалась как новая соборная мечеть, которая могла бы вместить весь Исфахан на пятничной молитве. Оформляет главный вход в Масджед-е Шах пиштак – арочный портал в виде вертикально стоящего прямоугольника.
Обе мечети как внутри, так и снаружи облицованы иранской майоликой – расписанными вручную керамическими плитками, которые вместе создают причудливые узоры и орнаменты. Цветные изразцы покрывают купол, стены, минареты и помещения мечетей, поэтому неудивительно, что их строительство и роспись заняли целые десятилетия. Обращает внимание то, что в отделке мечети Лутфуллы преобладают золотистые оттенки, в то время как Масджед-е Шах поражает взор сочетанием множества оттенков голубого, бирюзового и синего. Облицовка зданий яркими цветными глазурованными плитками в технике хафт-ранги («семь цветов») впоследствии распространилась по всему Ирану и нашла свое продолжение в архитектуре более поздних эпох.
Культурное значение
В 1979 году площадь Накш-е Джахан была занесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Иране. Более того, ансамбль площади признан шедевром человеческого гения. Это показывает, что Накш-е Джахан – не просто значимый исторический объект XVI-XVII вв., но и место, которое полностью повлияло на культуру всего мира.
Строительство площади оказало революционное воздействие на дальнейшее развитие городской архитектуры, а также живопись и декоративно-прикладное искусство. Преобразование Исфахана в сефевидскую эпоху стало уникальным событием, повлекшим за собой полное переосмысление архитектуры восточного города периода позднего Средневековья.
Благодаря новаторским технологиям иранских архитекторов, изменился облик Исфахана, который отныне стал ассоциироваться с небесно-голубой облицовкой мечети Шаха. В представлении путешественников закрепился классический образ Ирана с богато украшенными, разноцветными зданиями, облицованными изразцами и прочими декоративными элементами. В оформлении каждого из сооружений Накш-е Джахан была совершенно пересмотрена концепция о том, как должно выглядеть здание снаружи: на площади совершенно невозможно увидеть внешне неприглядную постройку с богатой внутренней отделкой. Сефевидскими архитекторами была сделана ставка в равной степени как на внутренний, на внешний облик строения: каждая из построек Накш-е Джахан будто не стесняется своей красоты, демонстрирует прохожим через роскошное оформление, растительные орнаменты и узоры великолепие сотворённого Всевышним мира. Внутренние помещения также не разочаровывают наблюдателя и полностью соответствуют внешнему облику здания. В этом и была задумка города, за которого, без сомнения, можно отдать полмира.
Наконец, не менее важно и то, что Накш-е Джахан, являясь настоящим памятником человеческому творчеству и кропотливой работе сефевидских мастеров, выступила как площадка для развития и популяризации иранских ремесел. Базар – своего рода «заповедник» иранских народных промыслов, где даже в XXI веке можно приобщиться к вековым традициям и ощутить нерушимую связь времен.