Сувениры из Ирана: персидские ковры
Первое, что у большинства людей ассоциируется со словом «Персия» – это ковер. Персидский ковер. Ковры – неотъемлемая часть персидской культуры и истории. Иранские дети с младенчества ползают по коврам и играют на них, взрослые не способны даже представить себе свой дом без ковров. Само искусство ковроткачества словно вплетено в души иранцев. Если перейти к менее романтичным материям: с точки зрения экономики, 2 миллиона иранцев зарабатывают себе на хлеб благодаря прямой или косвенной связи с производством и продажей ковров.
Собственно, помимо нефти, у Ирана есть 3 главных экспортных продукта, это орехи, икра и ковры. Иран был и остаётся мировым лидером по производству ковров. Такие центры ковроткачества, как Наин, Исфахан, Тебриз, Габе, Кум изготавливают традиционные, но особенные по стилю иранские ковры. Неудивительно, что самый желанный сувенир из Ирана – это шелковый персидский ковер.
Персидский ковер — главный сувенир из Ирана
Иран по праву гордится долгой историей своего ковроткачества. Старейший из известных нам ковров мира – Пазырыкский ковер – был соткан около 2 500 тысяч лет назад, в Ахеменидскую эпоху. Плотность ковра составляет 49 узелков на кв. см., размер ковра: 200 х 183 см. Ковер нашла в 1949 году команда советских археологов, под руководством Сергея Руденко, в Алтайских горах в Сибири, и сейчас он выставлен в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
К числу других знаменитых ковров относится ковер «Бахарестан» (что означает «Весенний ковер»). Сасанидский шах, Хосров Ануширван, заказал его для главного приемного зала королевского дворца Сасанидов в Ктесифоне (нынешний Ирак, в те времена – часть Ирана). Ковер составлял 140 м в длину и 27 м в ширину.
При плетении использовались шелковые, золотые, серебряные нити и редкие драгоценные камни. Ковер изображал великолепный сад – «равный Райскому». Увы, в 637 г. н.э. арабы захватили Ктесифон – иранскую столицу. Во время разграбления города, арабы разрезали роскошный ковер на небольшие куски и разделили их, как добычу. Теперь о великолепии этого ковра нам известно лишь по рассказам.
Еще одни известные иранские ковры: «Ардебильские ковры», один из которых выставлен в музее Виктории и Альберта в Лондоне, а второй – в Музее искусства в Лос-Анджелесе. Их соткали во времена правления сефевидского шаха Тахмаспа I, в середине XVI в., вероятнее всего, в Тебризе. Эти ковры считаются одними из лучших образцов классической персидской школы ковроткачества. Поначалу ковры находились в мечети Ардебиля, в северо-западном Иране. Основа у них из шелка, ворс – шерстяной, и в общей сложности каждый ковер включает 26 миллионов узелков. Размеры ковра, сейчас находящегося в Лондоне, составляют 10,5 м х 5,3 м. На ковры нанесена надпись: строки из газели персидского поэта-мистика Хафиза Ширази и подпись изготовителя.
Иранские ковры лучшие в мире
Иранские ковры славятся исключительной цветовой гаммой, где яркие и глубокие тона кажутся в тот же момент теплыми и нежными. Узоры иранских ковров поражают своим разнообразием – сложные растительные и геометрические композиции, пейзажи и картины не оставят никого равнодушным! Каждый рисунок уникален, повторяются только основные элементы, по которым можно определить местность изготовления ковра. Например, ковры из деревни Муд отличаются тонким орнаментом с особым цветочным медальоном посередине или историческими мотивами в рисунке. Тебризские ковры характеризуются медальонами в центре и по углам, а в рисунке преобладает кремовый, синий и красный цвет. Ковры из Кума славятся необычным сочетанием цветов.