Сувениры из Ирана: посуда минакари
Не коврами едиными жива земля персидская. То есть коврами она очень даже неплохо себе жива – Иран экспортирует этих изделий на сотни миллионов долларов в год. И их слава вполне заслужена, настоящий персидский ковер – это нечто. Цена на них тоже, конечно, нечто. По этой причине у многих туристов с ними отношения как у Ходжи Насреддина с халвой – он как-то жаловался, что никак не может приготовить халву, потому что для этого нужны мука, мёд и масло. А у него если есть мука и масло, то нет меда, если есть мед и мука, то нет масла. А вот если где-то есть мука, масло и мед, то там уже нет самого Ходжи.
Однако, разумеется, в Иране, одном из древнейших очагов цивилизации, есть и другие виды традиционных промыслов, заслуживших мировую славу и стали традиционными сувенирами из Ирана. И один из них – минакари. За этим названием скрывается искусство традиционной расписной эмали. Возраст этой техники впечатляет – по некоторым данным, она возникла еще в III тысячелетии до н.э. – около 5000 лет назад.
Как правило, в технике минакари в Иране изготавливают ювелирные изделия, всякого рода посуду – вазы, тарелки и т.п. Процесс изготовления сложный и состоит из нескольких этапов. Вначале делается основа из золота, серебра или меди, которая покрывается специальной каолиновой глиной. Далее заготовка подвергается трёхкратному обжигу, затем изделие расписывают и вновь закрепляют роспись обжигом. Самые лучшие изделия получаются из золота, так как это единственный металл, на котором эмаль не окисляется при высоких температурах. Рисунок на золоте получается более детальным, чем на серебре и меди. Кроме того, золото придает еще больший блеск эмали. Поэтому после персидского ковра, я, наверное, прикуплю себе золотую вазу минакари. И никаких медных. Как говорится, мечтать не вредно, вредно не мечтать.
Может возникнуть вопрос, к чему столько возни с изготовлением. А к тому, что посуда, выполненная с соблюдением всех технологий, очень устойчива к внешним воздействиям. Хотя такие изделия кажутся очень хрупкими и изящными, острие ножа не оставляет на них никаких царапин, а если поднести к эмали зажигалку, то след легко стирается, никак не повреждая рисунок. Таким образом и узнают подлинное минакари. Украшения, обозначенные как минакари, можно найти и в разного рода китайских онлайн-магазинах. Однако, совершенно очевидно, с ножами и зажигалками к ним лучше не подступаться.
Как уже отмечалось, искусство минакари имеет тысячелетнюю историю. К сожалению, в начале XX века многие мусульманские народы, чрезмерно увлекшись западными тенденциями, начали забывать свои традиции. Не миновала сия участь и минакари – после падения династии Каджаров это искусство пришло в упадок. Возрождать его начал в 40-е годы художник Шокролла Санизаде. Его начинание имело успех. И сейчас минакари, благодаря своей высокой художественной ценности, наряду с коврами является визитной карточкой Ирана.
Как делают посуду минакари
Традиции создания металлических сосудов, покрытых расписной эмалью (глазурью) в Иране сложились уже несколько тысяч лет назад. Особого расцвета это искусство достигло в Иране в период правления Сефевидов (XVI в.) и Каджаров (XIX в.). Процесс изготовления каждого изделия чрезвычайно трудоемок, и требует работы сразу нескольких ремесленников. Он делится на несколько этапов:
Создание основы
Вначале изготавливается основа для росписи: ваза, тарелка, кувшин и т. п. Материалом служит красная медь, а особо дорогие изделия изготавливают из золота, которое в дальнейшем полностью эмалью не покрывают. Материал очень важен: малейшие примеси при обжиге могут привести к изменениям цвета и появлению дефектов в изделии. Традиционными считаются такие формы сосудов, как «кашкуль» (вытянутая конфетница с изогнутыми краями), «лале» (конфетница с резными краями, в форме кувшинки), «джам» (графин с крышкой) и «голабпаш» (типичный восточный кувшин), а также тарелки и блюдца с резными краями.
Покрытие глазурью и первый обжиг
Готовую форму покрывают каолином (особой глиной белого цвета) и отправляют в печь («куре») (примерная температура обжига: 750°С). Процесс повторяется трижды, причем используется глина все лучшего качества. Следует соблюдать осторожность, поскольку только что вынутые из печи сосуды – мягкие, и могут потерять форму от малейшего прикосновения. В конце белая глазурь должна ровным слоем покрывать весь сосуд.
Роспись
Для расписывания сосудов раньше использовались растительные и минеральные краски. Сегодня применяют химические красители: из оксида золота получают красную краску, из оксида меди – синюю и зеленую и т. п. Традиционные синие и зеленые узоры стиля «эслими» используются тысячи лет. А в эпоху Аббасидов возник и относительно новый стиль – «хотайи» (цветы и птицы), включающий яркие красные, желтые и коричневые узоры. Кроме того, на сосудах рисуют и персидские миниатюры. Процесс росписи также делится на несколько этапов:
- «Бум» – нанесение основы, фонового цвета на сосуд.
- «Нагаши» – нанесение узоров.
- «Доргири» – использование тонкой иглы для того, чтобы обозначить границы между элементами росписи (краска снимается, чтобы стала видна тонкая полоска белой глины), а также добавить мельчайшие белые элементы.
Финальный обжиг и доработка
В печи роспись закрепляется, и минá приобретает характерный блеск. После этого каждое изделие тщательно осматривается. Края, к которым мастера прикасались во время работы, дополнительно обрабатываются красками («шафонкари»). Качественная минá устойчива к самым разным внешним воздействиям.
Как проверить посуду минакари?
Так, ее подлинность можно проверить следующими способами. По сосуду или тарелке можно водить острым ножом или пилкой – на качественном изделии царапин не останется.
К изделию можно ненадолго поднести горящую спичку. Возникшее черное пятно на качественной минé легко стереть тряпкой или просто пальцем – а рисунок останется совершенно нетронутым! На поддельной минé цвета рисунка изменятся или возникнут повреждения на сосуде.